RUMOLA
ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Командообразование
Тренинг командообразования

Одним из основных вопросов современного менеджмента явля¬ется вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодей¬ствие между сотрудниками, работающими в одной организации, с целью повышения эффективно¬сти деятельности этой организации. Для решения этого вопроса созданы тренинги командообразования. Командообразование происходит от английских слов team building (тимбилдинг), что в переводе означает «создание команды».
Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и меж¬командными.

Тренинги по командообразованию способствуют:
• формированию навыков успешного взаимодействия членов команды в различных ситуациях;
• повышению уровня личной ответственности за результат;
• переходу из состояния конкуренции к сотрудничеству;
• повышению уровня доверия и заботы между членами команды;
• переключению внимания участника с себя на команду;
• повышению командного духа и дают заряд позитивного настроения.
Командообразование необходимо современным организациям также и потому, что оно позволяет преодолеть сложности, связанные со следующими тенденциями современного бизнеса:
• глобализация бизнеса и, как следствие, мультикультуральная среда;
• виртуализация бизнеса;
• изменения в составе сотрудников: в организациях, объединяющих сотрудников различных поколений, приходится преодолевать культурный разрыв между поколениями;
• увеличение проектных групп с так называемым «разделенным лидерством», что вызывает необходимость развивать навыки командной работы.
Командообразование является важной частью организационного консультирования и процесса организационного развития.

Длительность: программа тренинга командообразования, рассчитана на два восьмичасовых дня работы.
Основная цель тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических параметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
Задачи тренинга:
• продемонстрировать преимущества командной работы;
• усовершенствовать общение в команде;
• освоить навыки обратной связи;
• усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
• научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
• получить удовольствие от совместной работы.
Программа тренинга включает в себя отработку четырех основ¬ных тем, имеющих отношение к командообразованию:
• «Общие принципы командной работы»;
• «Эффективное общение в команде. Обратная связь»;
• «Роли в нашей команде» и
• «Решение проблем и принятие решений в команде».
В ходе тренинга происходят следующие процессы:
1. Выявление проблемных «узлов». Наиболее часто встречаются проблемы, связанные с человеческим фактором и структурой организации. Поэтому, оценивая людей вне рабочей ситуации (на тренинге), легче определить, какие черты личности проявляются сильнее, как это влияет на взаимодействие и эффективность выполнения задач.
2. Развитие системы коммуникации среди участников команды. Тренинг строится таким образом, что становится понятным: если участники команды не будут эффективно общаться, эффективно взаимодействовать друг с другом, их постигнет неудача, поэтому необходимо овладеть навыками компетентного общения.
3. Развитие навыков индивидуальной и групповой рефлексии. В ходе тренинга после каждого упражнения ведущий предлагает участникам обсудить, что только что произошло: что им удалось сделать хорошо, что - хуже, что бы они сделали по-другому. Рефлексия - это метод осознания того, что они пережили и узнали нового, она дает возможность учиться на своем прошлом опыте и переносить знания в новые области деятельности. Постепенно участники группы научаются синтезировать свои навыки в едино-групповое знание решения задач и преодоления трудностей.
4. Создание позитивного социального окружения. Для этого во время тренинга затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношения. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе. Помимо этого, участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Именно поэтому в тренинге командообразования очень часто используются методики социально-психологического тренинга с фиксацией специфических задач.
Следует принять во внимание, что тренинг, как относительно кратковременная интервенция, может лишь частично повлиять на параметры команды - то есть не может повлиять на те условия ее функционирования, которые находятся в сфере действия правил социальной системы, в которую вписана данная группа. Соответственно, первая задача в построении модели тренинга командообразования - определиться с тем, на что тренинг может повлиять в организации, а на что - нет.
Структурно тренинг скомпонован вокруг двух основных параметров командной работы:
1. «подготовленность» (сработанность) - степень «обученности» взаимодействию в результате опыта, имеющихся знаний о качествах друг друга, возможностях людей - то, что в психологической литературе часто называют навыками групповой работы. Под навыками групповой работы пони¬мают навыки эффективного общения, решение проблем и принятие решений, достижение согласия (консенсуса), навыки обратной связи (конструктивной критики), работа на собраниях команды (то есть сама «техника» организации дискуссий, проведения собраний). Навыки групповой работы предполагают, что члены команды могут достигать согласия, обсуждая принципиальные для команды вопросы: что должно быть достигнуто (цели, задачи) и как (ценности, приоритеты, нормы и процедуры); что ожидается от каждого (роли, вклад членов команды, ожидания).
2. «психологическое единство». Как указывалось выше, психологическое единство подразумевает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство членов команды.
Ценность тренинга командообразования в том, что они позволяют решить ряд задач:
• затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
• участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
• делается акцент на том, что разные точки зрения - это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого - это важный аспект командной работы.
Таким образом, под тренингом командообразования понимается целенаправленное формирование эффективного взаимодействия людей в команде (и/или улучшение такого взаимодействия) через развитие навыков групповой работы, создание позитивного социального окружения, позволяющего членам команды реализовывать их потенциал сообразно существующим стратегическим целям компании.
Методы, применяемые в программе данного тренинга, характерны для большинства коммуникативных тренингов - это дискуссии ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Однако следует отметить, что основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Предложенная программа, несмотря на ее краткосрочность, позволяет решать ряд проблем, связанных с функционированием команды в организации, «здесь и сейчас», в ходе тренинга, не обращаясь к глобальным изменениям на организационном уровне. Она дает возможность участникам совершенствовать навыки командной работы, создает позитивный и индивидуальный настрой по отношению к большинству ее членов, улучшает социально-психологический климат в организации.




(812) 932-17-91    (812) 947-11-89    (812) 988-42-71

Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 82, офис 57

info@rumola.ru | Мы ВКонтакте

Хостинг от uCoz